Смазка механизмов часов

 Механизм любых часов, это сложный блок из часовых деталей, большего количества колес (шестерен) и иных движущихся частей. Для облегчения выполнения ими специфичных функций в часах необходима смазка их в местах прилегания и трения. Ранее для смазки механизмов часов преимущественно применялось костное масло, получаемое путем вытяжки из костного жира крупного рогатого скота. Иногда в него добавляли дельфиний жир. Это масло обладает исключительной сцепляемостью в движущихся деталях. Однако у этого масла также имеются недостатки, это быстрое окисление и высыхание. В настоящее время диапазон применяемых смазок значительно расширился. У каждого вида есть свои достоинства и недостатки, растительные разлагаются, а минеральные не особо эффективно удерживаются на деталях и сильно испаряются. Применяются и смеси масел из разных видов, но в определенной пропорции. В СССР выпускалось несколько видов масел из продуктов нефтяной перегонки, рекомендованных для использования в часах соответствующих определенным техническим условиям (ТУ 38.101620-76). Некоторые из смазок было рекомендовано для больших часов (настенных и башенных). Наибольшее распространение для смазки наручных и карманных часов в СССР получили следующие масла: МН-30, МН-45, МН-60, МБП-12, ПЧМ-5, МЗП-6. Каждый тип масел был рекомендован к применению в определенных узлах часового механизма, но часовые мастера обычно применяли и применяют одно масло которое, по их мнению, наиболее оптимальное. Зачастую используют масло, которое наиболее доступно и удовлетворяет требованиям масел применительно к часовым механизмам. Масло должно обеспечивать хорошую смазывающую способность, хорошо смачивать прилегающие поверхности, не растекаться, удерживать определенную вязкость при различных температурных режимах, не содержать влаги и примесей и быть нейтральным в работающей среде. Из растительных масел ранее применялись касторовое и горчичное в смесях с минеральными, но их быстрое окисление зачастую отрицательно влияло на ход часов. Бывали случаи, когда к часовым мастерам приносили на ремонт будильники и настенные часы, которые клиенты (владельцы часов) смазывали кулинарными маслами (подсолнечным или хлопковым). После такой «смазки» мастера часы в ремонт не берут. Хотя механизм можно поставить на ход подвергая его кипячению в воде с добавлением моющих средств. Но про такие случаи говорят овчинка не стоит выделки. На нашей фотографии представлена упаковка с маслом МБП-12 выпущенное на заводе «Спецмасло» в городе Краснодаре еще в средине прошлого века в 1956 году. Ранее такое масло и другие масла можно было купить в магазинах. Сейчас вряд ли. Иногда можно встретить китайское для бытовой техники. Но не каждое из них можно рекомендовать для смазки часовых механизмов. Теперь совет для тех, кто занимается коллекционированием часов, имеет большую коллекцию таковых и ремонтирует их для себя, предлагаю вообще не смазывать часы, так как часы в течении длительного времени находящиеся в коллекции могут утратить способность хода из-за высохшей или окисленной смазки. Так, при необходимости продать экземпляр таковых, требуется значительное их обслуживание в виде чистки и смазки. Тогда как несмазанные часы можно лишь смазать, если покупатель хочет использовать часы по назначению, либо не смазывать, если часам предстоит также храниться в коллекции у другого лица. Часы без смазки можно будет в любое время продемонстрировать как идущие просто заведя их. Еще некоторые мастера успешно применяют для смазки часов веретенное масло и трансформаторное. Относительно трансформаторного можно сказать, что оно вообще не обладает достаточными смазывающими свойствами. Оно предназначено для охлаждения трансформаторов.


Главная, Это интересно